Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 году

В России свыше пятидесяти тысяч детей нуждаются в защите. Они осиротели или лишились попечения родителей. Проблемы детей сирот остаются актуальными независимо от сокращения их численности. Статистика детей сирот позволяет определить их количество и оценить масштабы необходимой государственной поддержки.

Сиротами признаются следующие лица:

  1. Несовершеннолетние лица, чьи родители умерли.
  2. Дети, оставшиеся без попечения отца и/или матери. Например, если суд ограничил их права или лишил вовсе.

    Также если родители объявлены умершими, признаны недееспособными, пропали без вести, отбывают тюремное заключение или отстранились от воспитания отпрысков. Сюда относится более 80% детей.

Детям в мире взрослых приходится непросто. Фильм «Громовы.

Дом надежды» наглядно демонстрирует, что чувствует малыш, оставшийся без родителей.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 году

Банк данных

В РФ действует система под названием банк данных детей сирот. Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2018 год демонстрирует сокращение их количества в БД. В марте их было 56 994 человек.

Как оформляется статус ребенка без опеки

Процедура регламентируется приказом Минобразования РФ №101. Такими детьми занимаются органы опеки. Малышу присваивается статус оставшегося без попечения после выявления данного факта. Дальнейшие действия:

  • он временно определяется в приют или больницу;
  • в течение трех дней проводится расследование данного факта;
  • сведения заносятся в банк данных;
  • в течение месяца осуществляется окончательное устройство несовершеннолетнего гражданина.

Данные ребенка заносятся в журнал учета. Кандидаты в усыновители могут пользоваться информацией бесплатно. Статистика детей сирот охватывает:

  • воспитанников образовательных учреждений;
  • совершеннолетних лиц, чьи родители лишились своих прав по решению суда;
  • малышей устроенных в семьи.

Органы опеки осуществляют учет детей сирот, оформляют попечительство, контролируют исполнение обязанностей приемными семьями. С ним сотрудничает соцзащита, управление образования и здравоохранения. Форма устройства сирот – разная.

Стационарные учреждения

В системе здравоохранения к учреждениям для детей сирот относятся дома малюток. Здесь находятся малыши в возрасте 1,5–3 лет. После достижения трехлетнего возраста малыш переводится в учреждение дошкольного/школьного образования для детей сирот.

Детские дома-школы и школы-интернаты относятся к образовательным учреждениям. Сироты с ограниченными возможностями передаются в организации временного пребывания. Статистика детей сирот в России составляет почти 2% от общей численности лиц в возрасте до 18 лет.

Дома для детей сирот – самая распространенная форма социальных учреждений. В их составе имеются жилые, медицинские, учебные заведения. 

Иногда сироты обучаются в обычной школе, а остаток времени проводят в детском доме.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 году

Статистика детей сирот за 2017 год отмечает уменьшение количества стационарных учреждений на 41% по отношению к 2011. Причина – увеличение количества малышей, которые обрели семью.

Детские дома интернаты также подвергаются реорганизации. Одни учреждения закрывают, другие увеличивают. В конце 2017 года функционировало всего 779 заведений.

Количество подопечных сократилось почти на 56% по сравнению с 2011 годом. Статистика детей сирот в РФ по видам стационарных учреждений (2017 год):

Виды учреждений Количество госучреждений Количество воспитанников
Общее число организаций Минобразования 779 34604
Детские дома 602 22000
Школы-интернаты 44 3509
Коррекционные школы-интернаты 118 8836
Иные организации 15 259

Помещение в семью

Устройство детей сирот в семью является приоритетным направлением работы органа опеки. Оптимальным вариантом для малыша является забота близких людей. Формы устройства сироты:

  1. Усыновление/удочерение.
  2. Опека детей сирот (0–14 лет).
  3. Попечительство сирот (14–18 лет).
  4. Приемная семья. Способ подразумевает заключение договора с опекунской службой. Такой семье от государства полагается денежное вознаграждение и выплаты.
  5. Патронажная семья. Такая модель используется временно, т. е. пока ребенок сирота не вернется в семью.
  6. Деревня SOS. Представляет собой объединение из 10–15 семей. В каждой живет от 5 до 7 малышей. В штате – SOS-мамы и папы и те, кто им помогает (педагоги, специалисты, обеспечивающие работу коммуникаций, бухгалтерия, охрана). На территории РФ всего шесть таких деревень.

Опека и попечительство применяется в отношении родственников, которые готовы взять на себя воспитание детей сирот. Опекуны обретают родительские права и становятся распорядителями имущества подопечных. Их обязанности – защита жизни и здоровья сирот, обеспечение их безопасности.

Статистика детей сирот в России демонстрирует ежегодное увеличение доли малышей, которые нашли новую семью. В 2017 году показатель достиг 88,6% от общего количества подопечных.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 годуСегодня в стране около 180 тыс. приемных родителей и усыновителей, столько же – кровных опекунов.

Усыновителям полагаются те же выплаты, что получает любая другая семья, в которой родился малыш.

Размер пособия на ребенка в 2018 году в среднем составляет 10 523 руб. Семье полагаются выплаты пока малыш не достигнет полутора лет.

Защита прав ребенка

Государство гарантирует защиту детям сиротам до достижения ими 18-летия, студентам – до 23 лет. Перечень гарантий определяется законом. Им полагается:

  • жилье;
  • медицинское обслуживание;
  • трудоустройство;
  • судебная защита.

Контроль над полнотой реализации прав детей сирот осуществляет прокуратура. Нарушение их прав предусматривает административную или уголовную ответственность.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 году

Помимо вышеупомянутых гарантий детям сиротам полагаются финансовые выплаты. Их оформлением занимаются органы соцзащиты. Опекун должен представить:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении подопечного, СНИЛС;
  • информацию о счете для перечисления средств;
  • доказательства о наличии льготы.

Льготы детям сиротам предоставляются за счет бюджета. Региональные органы власти вправе расширить перечень льгот.

Пенсионные выплаты

Детям сиротам полагается два вида пенсий:

  1. Страховая. Ее назначают с учетом рабочего стажа одного из родителей.
  2. Социальная. Определяется региональными органами власти, если родители малыша не были официально трудоустроены.

Льготы на образование

Дополнительные возможности детям сиротам предоставляются при поступлении в Вуз, техникум и во время обучения. Им проще стать слушателями подготовительных курсов. Чтобы стать первокурсником, достаточно сдать вступительные экзамены.

Закон предполагает государственное обеспечение детей сирот. Обучение, питание, проживание и выплата стипендии осуществляется из регионального бюджета. Размер стипендии у сирот в 1,5 раза больше, чем у обычных студентов. Причем на ее выплату не влияют оценки на сессии.

Раз в год детям сиротам выплачивается пособие на покупку книг и иных расходных материалов. Его размер равен трем стипендиям учебного заведения. Студенты вправе получить деньги наличными на покупку обуви или одежды. Детям сиротам полагается:

  • оплачиваемая производственная практика (100% заработка);
  • материальная помощь после окончания учебы;
  • бесплатное высшее образование;
  • бесплатный проезд до места обучения и обратно 1 раз в год.

Обеспечение жильем

Способы реализации гражданских прав:

  1. Сохранение за несовершеннолетним наследником родительской квартиры (при наличии);
  2. Обеспечение квартирой после достижения 18 лет.

В первом случае на время пребывания в детдоме, получения образования, армейской службы или тюремного заключения – за сиротами сохраняется жилье.

Компенсация детям сиротам из регионального бюджета полагается даже за съем жилья. Например, в Уфе несколько лет детей сирот обеспечивают квартирами из спецжилфонда. Часть жилья выкупается городской администрацией и по договору социального найма передается сиротам.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 годуСтатистика жилья детям сиротам в РФ показывает, что с 2015 года ежегодно на жилье перечисляется из федерального бюджета по 6,9 млрд. руб. Однако денег явно недостаточно. Субъектам требуется не менее 140 млрд. руб.

После достижения 18-летия рассчитывать на льготы могут не все дети сироты. Причины:

  • они являются собственниками унаследованного жилья и квартиросъемщиками по договору социального найма;
  • имеется постоянная регистрация в квартире.

Льготы по оплате коммунальных услуг полагаются лицам, которые оформили опеку над сиротами. Им возмещается 50% от суммы, уплаченной за свет, газ или воду. Полный перечень льгот можно уточнить в администрации.

Поддержка в сфере медицины

Медицинские услуги предоставляются сиротам бесплатно. В отдельных областях лекарственные препараты выдаются за счет бюджета.

Решение о лечение детей в федеральной клинике принимает Минздрав. Опекуну нужно подготовить документы на ребенка и передать их на рассмотрение в министерство.

Право на трудоустройство

При обращении граждан в возрасте 14–18 лет в службу занятости населения, изначально выясняется их профпригодность и рассматриваются варианты трудоустройства. Пособие по безработице выплачивается несовершеннолетним лицам на протяжении полугода в размере среднего заработка.

Иные преференции

Дополнительные виды поддержки детей-сирот:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте, кроме, такси и частных перевозчиков;
  • разовая выплата и ежемесячное пособие семье, принявшей сироту.

Профилактика сиротства

Государство призвано защищать права несовершеннолетних граждан. Наиболее действенный инструмент – профилактика появления социальных сирот. Она включает предоставление семьям разнообразно помощи, устранение риска неблагополучия. Виды профилактики:

  1. Популяризация семейных ценностей.
  2. Меры по раннему выявлению проблем в семьях.
  3. Системная работа с сиротами по их социальной адаптации.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 году

Заключение

Государство прикладывает все усилия, чтобы адаптация сирот в социальных учреждениях проходила безболезненно.

При помощи педагогов они учатся активно взаимодействовать с окружающим миром, усваивать нормы и ценности общества.

Только 10% выходцев из детских домов способно самостоятельно адаптироваться к жизни среди людей. Поэтому меры господдержки нацелены на повышение социализации детей сирот.

Статистика детей сирот отмечает сокращение количества записей в базе данных. С 2005 года показатель сократился в 3,7 раза. Количество детей сирот по статистике на 01.09.2018 года составляет менее 47,8 тыс. Причина – усыновление/удочерение и разные формы устройства малышей в семьи.

Источник: https://vawilon.ru/statistika-detej-sirot/

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Утрата детьми родительского попечения становится основанием для реализации органами опеки и другими уполномоченными структурами соответствующих мер. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возможно по результатам плановых проверочных мероприятий или по заявлению родственников ребенка, педагогов, иных уполномоченных лиц.

Причины, по которым несовершеннолетние остаются без родительской заботы, обозначены в ст. 121 СК РФ:

Порядок выявления и устройства

После выявления детей, оставшихся без родительской заботы, органы опеки в течение трех дней обязаны предпринять меры, направленные на обустройство ребенка в социальное учреждение или помещение его в приемную семью, в том числе передать на воспитание родственникам ребенка. Специалисты также должны обследовать условия проживания детей и установить родственников, которые могут временно взять на себя обязанности по уходу за детьми. При отсутствии родственников ребенка следует поместить на воспитание в социально-образовательное учреждение.

Учет детей, которые остались без попечения родителей, выполняется на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Должностные лица, граждане обязаны сообщать органам опеки информацию о детях, которые остались без родительского попечения или стали сиротами.

Игнорирование обязанности чревато административной ответственностью в виде штрафа размером до 15 МРОТ. Должностные лица оплачивают 20-30 МРОТ.

Если граждане, располагающие необходимыми условиями, желают принять ребенка на воспитание в семью, то они должны обратиться за информацией к региональному оператору, располагающему сведениями о детях, которые нуждаются в родительской заботе. Для этого необходимо собирать документы и обращаться в органы опеки по месту нахождения ребенка.

В перечень документов входит:

  • заявление. В нем гражданин должен выразить желание принять ребенка на воспитание в свою семью. Также следует сформулировать просьбу о желании ознакомиться с банком данных детей, которые остались без попечения родителей;
  • анкета заявителя, с указанием подробных данных о себе и членах семьи;
  • заключение органа опеки, в котором указывается информация о возможности заявителя принять ребенка в приемную семью либо составляется мотивированный отказ, что возможно, когда проживание ребенка в семье создает для его жизни и здоровья непосредственную угрозу.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 годуЗаявление и документы рассматриваются в течение 10 дней с момента предоставления. Оператор предоставляет обратившемуся гражданину данные о детях: их анкеты, фотографии, а также выдает направление на посещение ребенка. О решении, принятом в ходе встречи с несовершеннолетним, оператор должен быть проинформирован. Гражданин может согласиться принять ребенка в семью либо отказаться. При отказе допускается предоставить направление на посещение другого ребенка.

Также гражданин обязан донести до оператора следующую информацию:

  1. Данные об усыновлении (удочерении), если несовершеннолетний ранее воспитывался в приемной семье.
  2. Сведения об опекунстве или попечительстве – если фактический воспитатель решил взять на себя ответственность и оформить статус законного представителя несовершеннолетнего.
  3. О помещении ребенка в приемную семью на основании отдельного договора.

Гражданин также вправе в письменной форме отказаться от приема ребенка в свою семью и исключить сведения о себе из банка данных.

Формы устройства детей

Семейно-правовое законодательство предусматривает следующие формы устройства:

  • усыновление;
  • устройство детей в семью;
  • опека (попечительство).

Ребенка также могут поместить в социальное, образовательное, медицинское учреждение, которое выполняет в отношении несовершеннолетнего функции опекуна или попечителя. Нахождение несовершеннолетнего на содержании в пансионате, интернате, детском приюте не лишает ребенка права на материальную поддержку со стороны родителей и общение с родственниками.

При устройстве ребенка в семью учитывается его национальность, происхождение семьи, готовой взять несовершеннолетнего на воспитание, принадлежность к религии, культуре.

Желательно, чтобы между приемной семьей и ребенком отсутствовали языковые барьеры. Должна быть обеспечена возможность в преемственности и воспитании.

Приемная семья состоит на учете у органов опеки, получает от государства и местных властей социальную поддержку в виде фиксированных пособий и разовых выплат.

Приемная семья также должна обеспечить ребенку необходимый уровень образования. Получение общего среднего образования обязательно для всех детей.

До устройства детей функции опекунов (попечителей) выполняют органы опеки. Максимальный срок нахождения ребенка в приемной семье – 3 месяца, с возможностью продления до 6 месяцев.

Возможно посещение ребенка, проживающего в приюте, на праздники, выходные дни.

Усыновление предусматривается для граждан, которые могут обеспечить детям соответствующее содержание, проживание. По своему статусу усыновители считаются родителями ребенка. Процедуру можно начинать не позднее полугода после лишения родителей ребенка прав на воспитание несовершеннолетнего. Процедура выполняется в судебном порядке и считается оптимальным способом устройства детей в семью.

Помещение в воспитательные учреждения

При невозможности помещения детей в приемную семью органы опеки обязаны принять меры для того, чтобы устроить несовершеннолетних на воспитание в социальные, образовательные, медицинские организации.

Устройство осуществляется на территории субъекта РФ, в котором проживает ребенок.

Если в регионе отсутствует необходимая организация, то ребенка могут перевести на воспитание в учреждение за пределами региона постоянного проживания.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 году

Ограничение в праве на общение с детьми, которые находятся на воспитании в учреждениях или приемных семьях, возможны в случае, когда общение с родителями наносит вред здоровью детей, может стать причиной психической травмы.

Нахождение детей на воспитании в организации не ограничивает социальных и имущественных прав ребенка. За ними сохраняются следующие права:

  • право наследования по закону и завещанию, получение выплат за потерю кормильца, сумм компенсационного характера;
  • право собственности на жилые помещения и другие активы – автомобиль, коммерческая недвижимость;
  • арендные права, права обязательственного характера.

За ребенком сохраняются гражданские права, а также права требования, например, в случае защиты возможности владения и собственности на недвижимость.

Если ребенок находится в учреждении, то защитой их прав, при отсутствии родителей, осуществляют специалисты органов опеки или конкретных образовательных организаций. Должностные лица уполномочены подавать исковые заявления, вести споры административного характера.

Специалисты подготавливают процессуальную документацию, обеспечивают доверительное управление имуществом несовершеннолетних. Средства, принадлежащие детям, размещаются на депозитах.

Запрещается произвольно снимать деньги со счета ребенка, за исключением случаев, когда средства необходимы для содержания, лечения детей.

Доверительное управление имуществом детей ограничивается сроком наступления совершеннолетия и предусматривает оплату вознаграждения квалифицированному управляющему.

Опекунам (попечителям) запрещено отчуждать недвижимость несовершеннолетних без соответствующего и заблаговременного имущественного обеспечения детей иным жильем.

Защита социальных, имущественных прав ребенка возлагается на должностных лиц органов опеки. Возможна поддержка детей со стороны других близких родственников и других не безразличных к судьбе несовершеннолетних лиц.

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/vyyavlenie-i-ustrojstvo-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej

Основания признания детей оставшимися без попечения родителей в 2020 году

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей в 2020 году

С 01.01.2020 вступают в силу изменения в Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», согласно которым предусмотрен учёт в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о гражданах, лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах, отстранённых от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.

Устанавливается обязанность суда направлять выписки из решений суда о лишении, об ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления ребенка не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.

С целью учета лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — банк данных), вводится дополнительная информация о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине. Данная информация будет предоставляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства.

Для формирования регионального банка данных о детях на органы опеки и попечительства возлагается обязанность предоставлять региональному оператору сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине — в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.

Таким образом, внесенные изменения позволяют создать дополнительные условия для защиты прав ребенка и исключить возможность его передачи на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами или попечителями.

Квартиры сиротам – кому дают и как получить в 2020 году

Дети-сироты являются самой незащищенной категорией граждан. Государство осуществляет заботу о них, предусматривает различные виды социальной поддержки, в том числе предоставляет квартиры сиротам.

В данной статье рассмотрим подробно особенности получения жилья, порядок действий и основные требования для оформления такой льготы.

Источник: https://stayadmitrov.ru/osnovaniya-priznaniya-detej-ostavshimisya-bez-popecheniya-roditelej-v-2020-godu/

Формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного) в 2020 году — что это такое

Разновидности форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного) в 2020 году указаны в законодательстве РФ. С целью устройства ребенка необходимо помнить о некоторых нюансах.

На основании принципов Семейного Кодекса РФ в приоритете считается процесс воспитания несовершеннолетних детей в семье.

При наступлении обстоятельств, которые ограничивают нахождение ребенка в семье, Правительством РФ было разработаны и приняты различные специальные способы их жизнеустройства.

Общие моменты

Дети, которые были лишены родительской заботы, могут рассчитывать на устройство в иную семью. Это четко предусмотрено законодательством России.

Прежде чем приступить к рассмотрению основного вопроса рекомендуется изучить общие моменты.

Что это такое

Дети, оставшиеся без попечительства родителей – это несовершеннолетние дети из числа тех, которые остались без заботы, должного внимания и материального обеспечения, по причине:

  • лишения либо ограничения прав;
  • уклонения от воспитания;
  • продолжительного отсутствия;
  • и так далее.

Вопросом относительно устройства несовершеннолетних детей в приемные либо патронатные семьи, в специальные учреждения занимаются уполномоченные лица органов опеки и попечительства.

Какова их роль

Разработанные формы устройства предназначены с целью:

  • осуществление полного контроля за жизнедеятельностью несовершеннолетних детей;
  • гарантированное предоставление питания;
  • возможность предоставления необходимо уровня развития.

Важно помнить — разработанные формы дают несовершеннолетним детям в возрасте до 18 лет, оставшимся без родителей шанс на обретение новой семьи.

Правовая база

Основным законодательным актом принято считать Федеральный закон № 159 “О предоставлении дополнительных гарантий в форме социальной поддержи детей-сирот и детей, которые остались без попечительства биологических родителей”.

Согласно закону, к ребенку, оставшемуся без попечительства, относят того, воспитанием которого не занимается биологическая мать либо отец по причине:

Лишения Родительских прав
Установления факта Пропавших без вести
Признания полной Недееспособности
Отбывания Тюремного срока
Отсутствия желания Заниматься воспитанием ребенка

Указанные факты являются основаниями к изъятию ребенка и передачи его в дальнейшем в детский дом. Из этого учреждения его могут усыновить. Заявление на лишение родительских прав можно скачать здесь.

Какие существуют формы устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, признанные сиротами и оставшиеся без попечительства биологических родителей, должны быть определены в специализированные учреждения с целью:

  • нормального питания;
  • развития и получения должного образования.

Законодательством РФ разработано несколько форм для устройства несовершеннолетних детей:

Опека Попечительство
Усыновление Либо удочерение
Патронатная Либо приемная семья

Если возможность определения ребенка отсутствует, то он подлежит передачи исключительно в специальное учреждение.

Специализированные учреждения могут быть таких разновидностей, как:

  • детские дома;
  • специализированные дома-интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

В ст. 155 Семейного Кодекса отображен полный перечень таких учреждений. Ими могут выступать исключительно некоммерческие учреждения, которые возьмут на себя полную ответственность по надзору за несовершеннолетними детьми.

Указанным актом предоставляется гарантия для несовершеннолетнего ребенка в получении всей необходимой государственной помощи от социальной службы, в чьи обязанности входит устройство в:

  • приемные либо патронатные семьи;
  • интернаты;
  • детские дома и так далее.

Они несут полную ответственность за каждого несовершеннолетнего ребенка.

Куда обращаться для оформления

Семья, принявшая решение взять на себя обязанности на воспитание ребенка их детского дома, должны обратиться в территориальное представительство органов опеки и попечительства с целью предоставления определенного пакета документов.

Уполномоченные лица органа опеки и попечительства разъяснят процедуру взятия ребенка и укажут на условия, которым нужно отвечать, чтобы подписать соответствующий договор.

Заключительное слово остается за судом, именно он решает возможность передачи ребенка на воспитание семье.

Детальный перечень документов

Гражданин либо семья, принявшая решение о воспитании несовершеннолетнего ребенка, предоставляют в уполномоченный орган стандартный пакет документов, в который входят:

Заявление В котором отображается просьба о получении разрешения взятия ребенка в семью от будущего опекуна (усыновителя и так далее)
Паспорта Заявителей
Составленную Автобиографию
Справку О ежемесячном среднем заработке (доходе) либо декларацию
Выписку Из домовой книги
Документ Который подтверждает право собственности на недвижимость
Документ От правоохранительных органов относительно отсутствия судимости
Справки Из медицинского учреждения относительно отсутствия серьезных заболеваний
Заявление От второго супруга относительно согласия на воспитание ребенка
  • В Постановлении Правительства РФ № 542 отображен полный перечень заболеваний, которые являются основанием для отказа в воспитании детей из детских домов, интернатов.
  • Важно помнить — органы опеки и попечительства оставляют за собой право в требовании дополнительной документации с целью подтверждения каких-либо полученных сведений.
  • На основании полученного пакета документов, органы опеки и попечительства формируются специальную комиссию, которая осуществляет выездную проверку условий будущего проживания.

На основании проведенной проверки составляется соответствующий акт. На завершающем этапе, органы опеки и попечительства принимают решение о возможности передачи ребенка в семью с целью дальнейшего воспитания. Период принятия решения – до 20 календарных дней.

Какие положены льготы

Законодательством РФ предусмотрено немало льгот. Гарантии на образование:

Получение права На бесплатное высшее либо же средне-специальное образование
Право На получение обуви, одежды либо же финансовых средств с целью их приобретения
Денежное пособие С целью покупки канцелярии и учебной литературы с целью получения образования

Медицинские льготы:

Получение необходимой качественной медицинской помощи На бесплатной основе в государственных центрах
Получение путевки На лечение в различные санатории страны
Получение компенсационной денежной выплаты По случаю отказа от путевки

Жилищные льготы предусматривают возможность получения благоустроенной недвижимости с дальнейшим подписанием договора социального найма.

Трудовые льготы:

  • постановка уполномоченными лицами центра занятости на регистрацию с целью оформления статуса безработного;
  • получение пособия по причине утраты/отсутствия работы в сумме, которая напрямую зависит от среднего размере ежемесячной оплаты руда за последние полгода;
  • возможность пройти курсы повышения квалификации за счет работодателя при увольнении по причине сокращения штата.

Получение юридических гарантий:

  • возможность обращения в судебные органы различной инстанции с целью защиты интересов детей;
  • получение бесплатной консультации в государственных нотариальных органах.

Правительство РФ заботится о детях, поэтому пытается предоставить максимальное число льгот.

С целью получения указанных выше льгот, необходимо собрать определенный пакет документов, в состав которого входят:

Заявление Составленное по установленному образцу
Подписанный договор Об опеки над несовершеннолетним ребенком
Сформированный акт Относительно передачи сирот в семью
Справка о составе семьи Оформляется в ЖЭКе
Справка по форме 2-НДФЛ Предоставляет только тот гражданин, который официально трудоустроен
Паспорта + копии Всех заполненных страниц
Подлинник свидетельства О рождении несовершеннолетнего ребенка

Денежные выплаты, которые предусмотрены усыновителям, подлежат перечислению на расчетный счет в одном из банковских учреждений.

Предоставляется ли жилье в такой ситуации

  1. Лица, которые приняли решение взять на себя обязательства по воспитанию детей, обязаны иметь в наличии жилую недвижимость, отвевающая всем санитарным нормам.
  2. В случае его отсутствия органы опеки и попечительства оставляют за собой право отказать в усыновлении, передачи в патронатную семью и так далее.

Законодательством РФ допускается возможность принятия участия семей, которые оформили опеку над ребенком либо усыновили его принять участие в государственных программах по получению жилья.

  • Если же семья усыновила новорожденного – есть возможность получения материнского капитала, который можно использовать в качестве первоначального взноса при оформлении льготного ипотечного кредитования.
  • Если ребенок является сиротой (не был усыновлен, но оформлено опекунство), то за ним остается право на получение собственного жилья по достижению 18-летнего возраста.
  • В завершении хотелось бы отметить: оформить опеку над ребенком либо усыновить его – сложная процедура, которая требует сбора максимального пакета доказательной базы относительно уровня платежеспособности и добропорядочности.
  • Важно доказать органам опеки наличие серьезности в желании заниматься воспитание того или иного ребенка.
  • Видео: формы воспитания детей, оставшихся без родителей

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://posobieguru.ru/semja/roditelskie-prava/formy-ustrojstva-i-vospitanija-detej-ostavshihsja-bez-popechenija-roditelej/

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.

Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей».

Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы.

Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст.

63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет таких детей — задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке:

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст.

122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г.

N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3.

Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан.

Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот — «формы воспитания детей».

Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка.

На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием «воспитание» не охватываются.

Таким образом, в содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» включается их «воспитание».

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, — один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях).

Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие «устройство ребенка» является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего.

Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы.

Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него.

Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в.

в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних.

С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

В соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы по схеме:
  •                                 Схема N 1
  •                             Формы устройства
  •                               /        
  •                              /          
  •                         Формы             Формы
  •                  «индивидуального»   «неиндивидуального«
  •                      устройства         устройства

При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют.

Важно только, что педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог.

Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится временная, на период до их устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

  1. В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются:
  2.                                 Схема N 2
  3.                             Формы устройства
  4.                               /        
  5.                              /          
  6.                         Формы             Формы
  7.                      временного         постоянного
  8.                      устройства         устройства

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

  • Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом:
  •                                 Схема N 3
  •                          Формы устройства детей
  •                         /                     
  •                        /                       
  •      Формы «индивидуального»           Формы «неиндивидуального«
  •           устройства                          устройства
  •          /                             (пребывание ребенка в
  •         /                             специальной организации)
  • Усыновление       Опека и
  •     детей       попечительство
  •                   над детьми
  •                   /       
  •                  /         
  •        «Классическая«      Возмездная
  •       (безвозмездная)

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях — не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. 4 — 6 ст. 155.2 СК РФ.

Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.

1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей», в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие.

Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК РФ; ст. 5.37 КоАП).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А

Источник: https://pravo163.ru/vyyavlenie-i-ustrojstvo-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej/

Ссылка на основную публикацию